
По словам начальника отдела биофильмографии и международных связей Госфильмофонда РФ Валерия Босенко, зарождение Фильмохранилище Министерства культуры СССР было учреждено второго декабря 1935 года постановлением ЦК ВКП (б). Это произошло после того, как во время очередного просмотра своего любимого фильма «Чапаев», Сталин увидел на пленке множество дефектов – пятен, царапин, следов от пальцев и т.д.
Причиной тому стало отсутствие специального помещения для хранения пленок, отсутствие установленного режима температуры и влажности. В 1948 году на базе Фильмохранилища был создан Всесоюзный государственный фонд кинофильмов (Госфильмофонд), который со временем смог вырасти в целый кинозаповедник – его территория составляет сто семьдесят гектаров, а также в нем имеется девятнадцать складов, в которых хранятся оригиналы всех отечественных кинолент, плюс сорок тысяч зарубежных фильмов. В настоящее время в Госфильмофонде работают пятьсот человек, которые являются настоящими фанатами своего дела. С очень скромными окладами они трудятся здесь по тридцать и даже по сорок лет. Большим уважением среди коллег пользуется заместитель фонда Владимир Дмитриев, заслугой которого является нынешняя коллекция фильмов. Именно Дмитриев настоял на том, чтоб фильмы в архив собирались все, без исключения, минуя отбор. Таким образом, зрители сейчас могут увидеть фильм «Королева бензоколонки» с Надеждой Румянцевой, оплеванный в шестидесятые годы, а также другие шедевры. Также известно, что пятьдесят лет назад серьезно обсуждался вопрос об уничтожении фашисткой хроники. Мол, зачем нам, победителям, хранить это? Кроме того, для хранения пропагандистского кино фашисткой Германии в Госфильмофонде не хватало помещений. К счастью, «вражеские» пленки не тронули, и теперь, после переоценки, фашистская хроника составляет «золотой фонд» нашего киноархива, и именно потому, что по своим художественным достоинствам в разы превосходит идеологическую документалистику Советского Союза. К сожалению, тысячи фильмов в Госфильмофонде «не выжили» - потерялись или были уничтожены, так как изначально к кинематографу было отношение как к искусству второстепенному. По этой причине из немого дореволюционного кино сохранилось только двадцать процентов.
Период с 1918 года плоть до окончания Великой Отечественной войны также можно считать одним из наиболее масштабных по потерям. Лишь в 1980 году по рекомендации ЮНЕСКО все движущиеся изображения национального производства стали рассматриваться как основная часть культурного производства страны-участницы. До 2006 года оборудование кардинально не менялось, и только шесть лет назад государство выделило деньги на модернизацию технологической цепочки обработки и хранения негатива. Три года назад основные хранилища переехали в новые здания, где применяется нормальный, соответствующий мировым стандартам, температурный режим. Известно, что капризная пленка, даже если ее хранить по всем правилам, подвергается уксусному синдрому. Каждый фильм хранится в железной баночке, в которой со временем начинают вырабатываться вредные пары. Возникает что-то вроде уксусной эссенции, разъедающей пленку.
Специалисты Госфильмофонда разработали специальный состав, приостанавливающий этот процесс. Также работники учреждения выработали собственную систему хранения банок («елочкой»), благодаря которой происходит циркуляция воздуха. Хранит Госфильмофонд оригиналы фильмов и на цифровых носителях, однако специалисты говорят о том, что современные технологии для хранения фильмов не подходят: на пленке фильмы хранятся по сто и по двести лет, а цифровое изображение начинает сыпаться уже через десять лет. Самой большой проблемой Госфильмофонда является то, что поселок Белые Столбы (микрорайон Домодедово), является промышленной зоной. Для того, чтоб не создавать вредную для пленки вибрацию, над фильмохранилищем не летают самолеты из «Домодедово», однако рядом с Госфильмофондом ООО «Лакония Логистик» строит огромный склад с новой веткой железной дороги, огромным парком грузовых автомобилей и мойкой. А это не только повышенная вибрация, но еще и загрязнение атмосферы, пыль, которая губительна для чувствительной кинопленки. Также в Белых Столбах находится кирпичный завод, который с каждым днем наращивает мощности и производит опасные для пленки выбросы. В течение прошлого года каждую ночь со стороны завода доносился химический запах, похожий на запах газа с примесью сероводорода, а на окнах жилых домов был обнаружен налет неизвестного состава.
Сотрудники фильмохранилища вызывали санэпидемстанцию Домодедово, но она приезжала днем, когда все облака рассеивались…